Нужен ли мозг, когда есть Google?

Согласно расчетам Google, сейчас за 2 дня человечество генерирует столько же информации, сколько оно создало с начала цивилизации до 2003 года. Собственно, и сам 2003 год кажется нам чем-то туманно-далеким, вроде как 1975 или 1994. У нас весьма манящее информационное будущее, хотя некоторых оно уже начинает страшить. К тому разговоры об искусственном интеллекте не утихают уже десяток лет. Может и правда, всем нам будет только лучше, если наш мозг будет усилен? В мире Google, том мире, куда мы попадаем, как только входим в интернет, практически нет места неопределенности. Как выглядит средний потребитель современных медиа? Не очень воодушевляющее, если честно. Он не может читать книги — даже объемные статьи поддаются с большим трудом. Чем чаще он использует интернет, тем больше усилий ему приходится прилагать, чтобы не потерять концентрацию, читая длинные тексты. Основную причина в том, что интернет проник в повседневную жизнь и заменил все прочие медийные каналы, и малейшие отличия в подаче контента вызывают настоящий протест: далеко не каждый привыкший к веб-серфингу подросток осилит роман в 300-400 страниц. В 67 процентах случаев пользователи быстро прокручивают длинные статьи, заостряя внимание только на первых абзацах. Некоторые откладывают ссылки «на потом», но практически никто не возвращается к ним. Браузер многих неделями отягощен парой десятков ссылок на статьи, которые никогда не будут прочитаны. Отчего так происходит? И каковы наши перспективы?

 

Давайте начнем с самых истоков. Главный переворот произошел в 1450 году, когда Гутенберг изобрел печатный станок. Это изменило ход мышления всего общества. Впервые появилась технология, которая заставляла людей концентрироваться на определенной идее. Раньше это было привилегией лишь ученых и монахов, в тот момент книги стали доступны всему обществу. Печатный станок сыграл очень большую роль в развитии тех моделей мышления, которые изменяли общество на протяжении следующих столетий. Последний раз столь же серьезные перемены произошли с появлением интернета. Что отличает интернет от более ранних СМИ — радио и телевидения, — то, что глобальная сеть не только воспроизводит звук или видео — она воспроизводит текст. А письменный текст играет исключительную роль в нашем интеллектуальном и культурном развитии. До недавнего времени текст распространялся в печатном виде — мы погружались в мир автора и обдумывали его идеи. С появлением интернета текст стал распространяться в электронном виде — так же, как звуки и изображения. Тогда к человеку стали сразу возвращаться его прежние привычки — мыслить беспорядочно, воспринимать информацию поспешно и поверхностно. Именно поэтому, вы наверняка узнали себя в описании среднестатистического пользователя интернета. Что делать и как бороться с подобными симптомами? Как заставить человека думать, а не во всем полагаться на предположения Google или френдить тех, кого предлагает Facebook? Над этим уже размышляют многие исследователи. Основной совет – тренировать и не терять способности к концентрации, ведь именно так мы получаем основные знания. Проще говоря, не отвлекаться. Вам ведь еще в школе об этом говорили? Бытуют теории, что в будущем печатный текст станет таким же предметом роскоши, как наручные часы или украшения, а люди все чаще будут общаться информационными эмоциональными единицами – картинками или статусами. То есть, восприятие станет еще более поверхностным, а мышление переедет в разряд очевидного — невероятного. То есть мы счастливо переместимся в эпоху когда «все говорят, но никто никого не слушает». Замечали, что обидно когда ссылку, которая вам кажется потрясающе интересной, никто не лайкает и не комментирует? Однако, никто не делает из Интернета чудовище, однако стоит задуматься и сделать выводы. Возможно, вам стоит повнимательнее прочесть и эту статью?

МЕМО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *